Автостопом по России, часть третья. Горный Алтай - лучше гор могут быть только горы - Svart Photo

Автостопом по России, часть третья. Горный Алтай — лучше гор могут быть только горы

Поделиться:

В предыдущих двух статьях я рассказывала, как мы добиралась до Горного Алтая. Почитать об этом можно тут и тут.  О Горном Алтае можно рассказывать бесконечно, как и показывать фотографии из этого уникального места. Увы, ни слова, ни фотографии не способны передать ту красоту, которую нам довелось увидеть.  Настоятельно советую всем и каждому съездить в республику и самостоятельно посмотреть на горные реки, прекрасные долины и заснеженные вершины этого края.

Чамал
Степи Алтая
Место слияния Катуни и Бии

G0869307

Столица республики — Горно-Алтайск.  Кстати, это единственный город, который вообще есть на территории края. Все остальное — небольшие села и деревни. Республика была присоединена к Российской Империи в 1756 году, до этого времени находилась в составе государства калмыков. Сейчас население республики распределилось следующим образом: 56 % русские, 34 % алтайцы. Оставшиеся проценты делят казахи, украинцы, теленгиты и кумандинцы.

Вид на Горно-Алтайск

Горно-Алтайск очень уютный и приятный город, но смотреть там решительно нечего.  Мы быстро осмотрели центр и пошли на сопку в поисках грибов и хороших видов.

IMG_1529 IMG_1536 IMG_1552 IMG_1560

Кто такие алтайцы?

Открытые информационные источники говорят о том, что это тюркоязычная этническая группа, то есть они близки к таким народам как киргизы, якуты, хакасы.  Когда-то этот народ кочевал, с тех пор у них сохранились небольшие деревянные юрты, которые обязательно строятся рядом с жилыми домами. Как я предполагаю, в этих юртах располагается либо летняя кухня, либо еще какое-либо помещение хозяйственного назначения.  У алтайцев собственный язык. Причем есть и диалекты этого языка, которые заметно отличаются друг от друга. Кроме этого, у алтайцев до сих пор сохранилось понятие рода (что-то наподобие кланов в Шотландии). У одного водителя мы видели герб его рода.

IMG_1502 IMG_1499

Отдельная тема, представляющая для меня интерес — это религия алтайцев. Несмотря на активное вмешательство православной церкви, в Горном Алтае сохранился шаманизм. Причем большинство алтайцев (даже молодые люди) очень уважительно относятся к этой вере. Например, на перевалах они выключают музыку в машинах.

Священное место Горного Алтая

Если коротко, то алтайцы считают, что миром управляют злые и добрые духи, которых нужно благодарить и задабривать с помощью жертвоприношений (насколько сейчас распространены эти практики — я не знаю).  Алтайцы молятся небу, горам, воде, лесу.  Священными местами являются перевалы и  горные источники, где алтайцы вяжут белые ленты, благодаря тем самым духов.

Эта религия сформировала у местного населения особое уважительное отношение к природе, поэтому я вполне понимаю тех алтайцев, кто не очень любит туристов. Ведь большинство россиян не привыкло убирать за собой мусор в горных походах, да и вообще ведут себя порой так, что хочется сидеть с фейспалмом.

IMG_1672 IMG_1669 IMG_1655

Тем не менее, большинство местных очень приветливы, охотно нас подбирали и рассказывали истории про свой родной край. Туризм в Горном Алтае — основная статья доходов, поэтому многие местные строят турбазы, водят в походы и занимаются сплавами. Другие же промышляют натуральным хозяйством.IMG_1485

Село Чемал: Патмос, подвесной мост и ГЭС

На следующий день мы поехали в село Чемал, где посмотрели на подвесной мост, остров Патмос и Чамальскую ГЭС. Я очень люблю горы, поэтому в первый день нащелкала огромное количество фотографий.

G0729226

IMG_1591 IMG_1602

G0599169
Маша радуется горам

IMG_1617 IMG_1618 IMG_1621 IMG_1648 IMG_1665 IMG_1704 IMG_1705 IMG_1707 IMG_1718 IMG_1722 IMG_1731

Перевал Кату-Ярык

После Чемала мы двинулись в сторону известного перевала Кату-Ярык. Дорога к нему была непростой.  Но очень красивой.

IMG_1750 IMG_1818 IMG_1826 IMG_1839 IMG_1855 IMG_1865 IMG_1876 IMG_1879 IMG_1881

От Чуйского тракта нужно было проехать по разбитой грунтовочке. Мы боялись, что там низкий трафик, но туристический сезон был в самом разгаре, поэтому доехали мы достаточно быстро.Правда, пришлось один раз заночевать в поле, рядом с древними курганами и останками коров. IMG_1884 IMG_1886

Черепушка
Поля с чабрецом

Закат на Алтае

IMG_1901 IMG_1908 IMG_1910 IMG_1925 IMG_1926 IMG_1928 IMG_1929Кату-Ярык переводится как твердое ущелье. От вершины до подножия — 800 м. Есть автомобильная дорога с очень крутыми поворотами. Многие спускаются в долину, но забираются далеко не все.

Перевал Кату-Ярык
Ледниковый водопад

Засняв все сверху, мы спустились в долину, погуляли и издалека посмотрели на водопады.

IMG_1972 IMG_1964 IMG_1959IMG_1982 IMG_1990 IMG_1993 IMG_1994

Стояла ужасная жара, поэтому мы искупались в ледяной реке Чулышман. А потом началась самая страшная гроза, в которую я когда-либо попадала. Сверкало как на дискотеке, грохотало также. Продолжалось все это несколько часов: за которые я успела поверить в разных лесных духов.IMG_2011

От Кату-Ярыка до Ташанты

Первоначальный план Саши заключался в посещении Монголии. И вот мы едем по Чуйскому тракту до границы с Монголией.

IMG_2033 IMG_2031 IMG_2036 IMG_2040 IMG_2044 IMG_2046 IMG_2052

Причины просты – это совсем непопулярный маршрут, в Монголии плохо с дорогами, связью и интернетом. Значит, по логике автостопщиков – будет весело. Увы, тут нас ждало большое разочарование – граница была закрыта из-за национального праздника Эрийн гурван наадам, который длится целых пять дней. Во всех отчетах, которые мы читали о Монголии, об этом обстоятельстве не было ни слова.

Саша и граница
Вдалеке виднеется Монголия

У нас было два варианта: ждать открытия границ в Ташанте ( 5 коровников, 5 домов и контрольно-пропускной пункт),  перейти границу нелегально (депортация, расстрел, тюрьма) или поменять свои планы. Ночевали мы рядом с коровником, во дворе одного предприимчивого парня, который попросил 50 рублей за установку палатки.

лакшери от
лакшери ночевка

Сидеть 5 дней в Ташанте нам не хотелось, поэтому мы решили поехать обратно — за 5 дней мы успеем доехать до Иркутска и заехать в Монголию за стороны Слюдянки.

IMG_2079 IMG_2081 IMG_2082

Чуйский тракт

Итак, мы снова стопим по Чуйскому тракту, который, кстати говорят, входит в пятерку самых красивых дорог мира.

Последняя ночевка на Алтая

IMG_2086 IMG_2090 IMG_2091 IMG_2093 IMG_2094

Конечно, мы видели лишь малую часть тех красот, которые есть на Алтае. Именно поэтому стоит посветить этому краю не неделю, а две-три, как минимум.